Презентация «Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях реализации ФГОС»


Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося как одно из направлений введения ФГОС ООО


«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».


Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Задачи:

  • формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
  • освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.


Национальные ценности:

  • Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.


Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

  • Добрый, не причиняющий зла живому
  • Честный и справедливый
  • Любящий и заботливый
  • Трудолюбивый и настойчивый
  • Творящий и оберегающий красоту мира
  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
  • Смелый и решительный
  • Свободолюбивый и ответственный
  • Самостоятельный и законопослушный
  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» — класса, школы, города/села, России)
  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него)


Воспитание — активное социальное

взаимодействие взрослых и детей в

сфере их совместного бытия (со-бытия).


школа

  • семья
  • Общественные организации
  • учреждения дополнительного образования, культуры и спорта
  • СМИ
  • Традиционные российские религиозные объединения.




В содержании учебных предметов важное место теперь играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь — воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.


Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования .


Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика  — организуемое кл.руководителем и обучающимися культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре








На базе школьного музея апробируются и успешно реализуются программы дополнительного образования и внеурочной деятельности ФГОС НОО и ООО: «Активисты школьного музея», «Юный краевед», «Школа юного экскурсовода», «Моя родословная», «Я гражданин своей страны», «Наш край».


Через комплекс музейных мероприятий ( игру, экскурсии, экскурсии-презентации, путешествия в прошлое, передвижные выставки, краеведческие викторины, тематические занятия «Музей в чемодане», уроки мужества, акции, конкурсы и встречи с интересными людьми) формируется духовно-нравственное, гражданское и национальное самосознание обучающихся.


Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д.  — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является  социальная практика  — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.


Музей при храме




Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их  родителей .

Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому значительное место должно отводится психолого- педагогическому просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводить итоги успеваемости и поведение детей, но и практиковать обсуждение различных педагогических ситуаций, психологические игры — тренинги


Формы работы с семьёй

  • групповые (родительские собрания)
  • индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи)
  • анкетирование
  • практикумы
  • разработка памяток
  • практическая совместная работа детей, родителей ( праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты )


Сотрудничество с родителями предполагает

всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Проекты «Моя родословная» «Мой дед-герой войны»

«Орден в моей семье» «Семейные традиции»

«Знаменитые люди земли Лакинской»


Проектная деятельность способствует воспитанию интереса и любви к малой родине, Отечеству, семье, школе. Развивает творческие способности, учебно-исследовательские умения.

  • Крылова Софья
  • Дьяченко Ангелина

Победители и призеры школьного научного общества «Дискавери»


Трудности

  • Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен.
  • Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.
  • Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
  • Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем


Выбор нравственных образцов


Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?». Народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос. «Посадить дерево», значит, сохранять, любить и обновлять природу — живой организм, внутри и благодаря которому человек живет и без которого просто погибнет. «Вырастить ребенка», значит сотворить дух, тебе подобный, несущий в мир любовь, добро, красоту. А для этого необходимо «построить дом» — не жилище, а Храм своей души. Выпустить на волю то божественное начало, которое в тебе заложено от рождения. Не загубить его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, т. е. бездуховностью.


Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается! А.С. Макаренко